Вместо вступления или причины, заставившие автора написать эту работу.

Однажды автор статьи имел неосторожность оставить свою анкету на одном из сайтов знакомств в Интернете. Через некоторое время ему ответили, но ответ был со стороны весьма интересного человека – представителя нетрадиционной сексуальной ориентации. Что автор с ним только не делал (пытался угрожать; уверял, что ему это не интересно; не отвечал на его письма), но собеседник и не думал прекращать переписку. Тогда автор письма решил вступить с ним в диалог и узнать, как собеседник дошел до такого «дивиантного» поведения и тем самым попытался выяснить, насколько представители сексуальных меньшинств опасны  для общества и существует ли угроза распространения этого явления. Я надеюсь, что мое эссе будет полезным, хотя бы потому, что оно использует переписку частных лиц, которая, как правило, редко используется в современном социологическом исследовании.

 

Тип метода социологического исследования.

Я пришел к выводу, что лучшим методом этого социологического исследования является биографический метод. Отличительной чертой этого исследования является то, что оно проводится через Интернет, то есть исследователь может пользоваться первичными материалами, которые были получены в непосредственный момент, а не по прошествии ряда лет, как это обычно бывает при использовании биографического метода. Кроме того, в исследовании используется непосредственно представитель изучаемой группы, а не материалы с ней связанные, что повышает объективность информации. Поскольку биографический метод является одной из форм включенного наблюдения, то его эффективность гораздо выше в данной ситуации, чем у анкетирования, к которому я хотел прибегнуть ранее. Дело в том, что геи относятся к нестандартной группе населения и аксиологические нормы нашего общества (я имею в виду доминирующую группу населения) на них не распространяются или распространяются, но лишь частично.

В своем исследовании я опирался на книгу И. С. Кона «Лики и маски однополой любви: лунный свет на заре» («Олимп» Москва, 2003 год), считающуюся самым полным исследованием этого вопроса. Из нее я взял основные характеристики, по которым можно оценивать геев, и использовал их для проведения интервью с ними. Сравнение с этой книгой является необходимым, так как в биографиях часто высказываются сведения, не имеющие ничего общего с действительностью, т. е. субъективные оценки автора (здесь я стремился соблюсти правило триангуляции).

 

Исследовательская работа.

Итак, собственно говоря, мое исследование направлено на изучение Интернет-переписки представителя «нетрадиционной ориентации» по имени Андрей (32 года). В ходе исследований оказалось, что я имел дело с целой «гейской» семьей и глава её (старший из сожителей Андрей) являлся весьма преуспевающим человеком с высшим образованием. Младшего сожителя зовут Витя (18 лет). Итак, краткая характеристика обоих исследуемых.

Начнем с Андрея. Он работает «в сфере музыки, рекламы и PR», где его  «окружают друзья и единомышленник. Его хобби и есть его работа». Он склонен к психоанализу, ведет, как ни странно, здоровый образ жизни, вредных привычек не имеет. Своим видом отдыха он считает знакомства с интересными мальчиками (…-)) ). О его положительных сторонах должен сказать, что он сумел создать одну весьма известную нижегородскую музыкальную группу и возглавлял ее с самого начала. Сам он родом из Сарова (небольшой город в Нижегородской области), переехал в Нижний Новгород, так как в больших городах, по его словам, больше людей «нетрадиционной ориентации».

Биография для гея весьма типичная. По словам Кона: «Самой характерной чертой западноевропейских и американских геев и лесбиянок является то, что они преимущественно горожане» (ук. соч. стр.412). Им свойственна интроспекция, самоанализ. Они занимаются, как правило (это же подтверждают в своих письмах Андрей и Витя), творческими профессиями, потому что они требуют меньше ответственности и в них нет строго распорядка. Исследования этого вопроса показывают, что среди геев очень велик процент людей с высшим образованием. По данным Sanders et al. 2001, в США процент людей с высшим образованием среди геев выше, чем среди гетеросексуалов. У нас такой корреляции пока не выявлено.

Теперь Витя. Ему 18 лет. Он учится в консерватории и в будущем станет вокалистом в хоре. Живет с Андреем с 15 лет, хотя один раз в две-три недели посещает родителей. Позиция родителей здесь весьма примечательна: они признали и согласились с необычными пристрастиями своего сына и не разорвали с ним отношения. Он познакомился с Андреем в клубе «Прощай товарищ» и с тех пор не расстается с ним, если не считать случайных связей («У нас с ним свободные отношения»). В свободное от учебы время он помогает своему другу Андрею в работе, т. е. участвует в его группе.

Итак, Андрей и Витя «современная семья». Пользуюсь исследованиями Кона, геи в наше время все чаще образуют долговременные отношения, наподобие гетеросексуальной семьи (этому способствует повсеместная легализация однополых браков). Причем, социологи отмечают, что такие пары, «основанные не на гендорных стереотипах, а на действительном равенстве полов, с учетом индивидуальных особенностей супругов, являются более счастливыми и устойчивыми» (ук. соч.стр.423). Автор полагает, что двое мужчин, живущих вместе, не смогут заставить кого-то одного делать всю грязную работу, что часто происходит, по его мнению, в семьях «гетеросексуалов». Но, к сожалению, срок существования такого союза в среднем не более пяти лет, особенно, если пары разновозрастные, как в нашем примере. Здесь сказывается тот факт, что геи все равно остаются мужчинами, а для младшего мужчины зависимость от старшего оскорбительна. В дальнейшем можно было бы провести отдельное лонгэтюдное исследование для изучений данного вопроса.  

Первым вопросом своей переписки я сделал вопрос о том, как Андрей и Витя впервые заметили, что их влечения отличаются от гендерного стереотипа. Выяснилось, что они оба не подвергались давлению со стороны сверстников, знакомых, не было у них и сложной семейной обстановки. Андрей впервые узнал о том, что существуют люди нетрадиционной ориентации от своих сверстников (когда был подростком). Он долгое время не думал о том, как это называется, потому что информация по этому вопросу в то время отсутствовала («для него это были детские игрушки»). Затем, когда он узнал «как это называется», ему это понравилось и он решил сделать это своей жизненной позицией. Но, в любом случае, он не придает этому большого значения («Я не помню, как это произошло в первый раз, т.к. это было в детстве…»).Витя узнал о людях нетрадиционной ориентации от Андрея, который стал его первым другом (Вити было пятнадцать лет). До этого он также был совершено нормальным человеком. Следует отметить, что до этого ни тот, ни другой не проявляли каких-либо отклонений в развитии, о которых так любят писать гей-теоретики.

Следующим вопросом стало отношение геев к своему поведению. Как они объясняют себе правомерность своего существования. Здесь отвечал Андрей, так как ответы на эти вопросы даются практически всеми геями, из окружения Андрея и Вити, одинаково. «Первоначально, когда я только узнал об этом, меня это немного удивило, а потом я понял, что все природное изначально хорошо, а человек сам уже делает его плохим. То есть, если природа к этому располагает, то это хорошо. В своих действиях я ничего плохого не нахожу. Я не понял, с какой радости люди относятся к этому отрицательно». Но как же относятся к вашему «дивиантному поведению» другие люди? Ведь долгое время в нашей стране, да и в других странах тоже, гомосексуализм был практически душевным заболеванием. «Истинный мужчина к этому относится никак. Но есть определенный тип мужчин, который называется «латентный гей». Эти люди рьяно отрицают гомосексуалистов, но являются внутренне предрасположенными к этому, именно по этому у них возникает внутренний конфликт в душе, а сами они об этом не подозревают. Они в основном и борются против геев, а в нашей стране все это усугублено долгой закрытостью этой темы для публичных обсуждений».

Здесь необходим комментарий. Сам по себе термин латентный гей возник из теории бессознательного Зигмунда Фрейда.  «Все люди изначально бисексуальны, итоговое соотношение гомо- и гетеросексуального влечения определяется только в ходе индивидуального развития, под влиянием среды и воспитания, и хотя различия в результатах могут иметь качественный характер, анализ показывает, что различия между их детерминантами только количественное.» (ук. соч. стр. 23). Мало того, что этот термин весьма расплывчатый, но им можно описать любого человека, который хоть сколько-нибудь интересуется данной проблемой. То есть, по словам Андрея, любой, кто считает, что гомосексуальность – это плохо, сам является скрытым гомосексуалом и тем самым борется со своим бессознательным без всяких шансов на победу (бессознательное можно победить, только признав его в себе). Он же сам и его друзья вышли из этого круга, став настоящими геями.

Продолжая свой рассказ, Андрей утверждает, что в последнее время отношение к геям изменилось в лучшую сторону: все их просто перестали замечать. В этом им помогли современные поп-музыканты, такие как группа “Тату”.

Современные геи не отстают от технического прогресса. В их арсенале средств «для знакомства» все чаще стал присутствовать Интернет. Да это и не удивительно – большинство геев ведет свободный образ жизни и новые знакомства для них необходимы как воздух (вот, к примеру, и я с этой необычной «семьей» познакомился через Интернет). Андрей так характеризует свое отношение к Интернету: «Целыми днями я сижу на работе и пользуюсь Интернетом. Иногда мы  с Витей имеем общие знакомства через Интернет, (видимо, как я, например)». Но, в целом, Андрей и Витя Интернетом недовольны: сказывается отсутствие прямого контакта («Ничего супер интересного в знакомствах через Интернет я не нашел» - Андрей). 

Следующий интересный вопрос, который я решил обсудить с геями, стал вопрос об их отношениях к женщинам. Исходя из их гендорного отклонения, можно предположить, что они не любят женщин или, по крайней мере, к ним равнодушны. Но каково было мое удивление, когда я услышал в ответ совершенно другое. «Да, у меня были девушки, но это другое, нежели парни... :-)))» – Андрей. «По моему мнению, лучше всего быть бисексуалом.".» – Витя. Выходит, что обоим им безразличен пол, и, в принципе, они могут иметь отношения  с любым из полов. Хорошо, а что именно привлекает их в мужчинах. «Что я ищу в кандидате: у меня есть свои внутренние предпочтения, но я могу их и скорректировать. Ценю в людях порядочность, целеустремленность,молодость, интеллигентность, красоту, чувство юмора, стройное телосложение, смуглую "бархатную" кожу....» - Андрей. В принципе, под эту категорию может подпасть большое количество людей. Это само по себе странно, так как наводит на мысль, что геи ищут просто веселых  фривольных отношений, не скованных никакими обязательствами, и ничего более. Вот что думает по этому поводу Витя: «Я творческий человек и поэтому мои половинки появляются и исчезают... :-))) Да просто я пока не готов к определению». В следующем письме я спросил у Андрея сколько у него было таких связей. «Не знаю, но больше 100...» - таков был его ответ, но потом он добавил, что давно уже сбился со счета. Бывают ли случаи приставания геев к гетеросексуалным мужчинам. «Я пишу подросткам только с определённой сексуальной ориентацией, так что не по адресу.- Витя». Вот здесь он говорит неправду: мне известны, по меньшей мере, четыре человека пострадавшие от нападок этой гейской семьи. Подобные же данные мы находим у Кона. «По этому, чисто количественному критерию (количество и сменяемость партнеров) мужчины гомосексуалы оставляют далеко позади даже самых завзятых гетеросексуальных донжуанов» (ук. соч. стр. 418).

Последней вопрос, который я обсудил с этими двумя индивидуумами, стал вопрос об отношении геев к старости. Андрей собирается завести только детей без гетеросексуального брака, а пока ему хватает и Вити. Витя о старости еще не думал, так что ответить ему нечего. Кон утверждает, что из-за частой смены партнеров, геи обеспокоены своим здоровьем, но не до такой степени, чтобы завести нормальную семью и встретить спокойную старость. 

 

Вывод по работе.

Подводя итог своей трехмесячной работе, должен заметить, что исследования гомосексуалистов в нашей стране еще только начинаются. До сих пор нет точных социологических данных по стратификации геев, их расселению, доходам и прочим данным. По этой причине, мне приходилось в основном пользоваться данными, основанными на иностранных источниках, но это позволило мне прийти к выводу, что наши гомосексуалисты не слишком отличаются от своих собратьев из США и Европы, где их исследованиями занимаются где-то с начала двадцатого века.

Сам по себе процесс переписки был длительным и кропотливым. В первую очередь было необходимо войти в доверие к исследуемому (на это ушло около двух недель). Следующей крупной победой стал его рассказ о своей жизни, который и лег в основу эссе. Ну и, наконец, чистой удачей оказался выход на его сожителя Витю, который и позволил мне изучать уже целую гейскую семью.

Вопрос, поставленный мной на рассмотрение в начале исследовательской работы, сам по себе не слишком толерантен. Я его напомню: Насколько представители сексуальных меньшинств опасны  для общества и существует ли угроза распространения этого явления?

Перед окончательным на него ответом я бы хотел обратиться к этимологии слова гей, которым с 1950-х годов называют гомосексуалистов и соответствующую субкультуру. «В провансальском наречии XII-XIV веков, на языке трубадуров, это слово обозначало куртуазную рыцарскую любовь, которая нередко была однополой, а также искусство поэзии и любви. В Англии XVII века слово gay обозначало легкомысленного повесу – плейбоя, а применительно к женщинам (несколько позже) проституцию (женщина легкого поведения – «веселая женщина»)» (ук. соч. стр.13). Оно подразумевает, исходя из значения, легкомысленного человека, почти криминального, но вместе с тем не лишенного некоторого изящества. На мой взгляд, это слово как нельзя точно описывает современных гомосексуалистов. Как мы видим это весьма легкомысленные люди, не думающие о старости, ведущие свободный, практически ни к чему не обязывающий образ жизни. Они подобны мотылькам, живущим одним днем.

Эта легкомысленность является главной угрозой, исходящей от них. Они не думают о своем будущем, тем более о будущем других людей. Их жизнь практически не регулируется аксиологическими нормами. Ученые до сих не пришли к единому мнению в вопросе о том, зачем нужны обществу гомосексуалы, хотя примеры гомосексуальности встречаются и у животных в дикой природе. Но доподлинно известно, что геи к единству с природой не стремятся (они живут в основном в больших городах, а не в маленьких захолустных городишках, как Андрей и Витя) и их деятельность носит ярко выраженный экспансивный характер, что вообще не характерно для дикой природы. В природе все гармонично – каждый вид занимает строго отведенную ему нишу и не стремится занять чужую, а геям наоборот нужно все больше и больше пространства из-за чрезмерно большого числа их связей. Другими словами, они склонны вовлекать в орбиту своей деятельности все больше и больше людей (во всяком случае хотя бы потенциально), в нашем примере это отчетливо видно. Таким образом, жизнь геев, по моему мнению, не является натуральной, а, следовательно, нормальной.

Другой важной причиной их опасности для общества является чрезмерное число их связей, которая дает им возможность переносить различные заболевания, инфицируя все больше людей. Распространение таких заболеваний, как СПИД, сифилис во многом на их совести. Здесь геев можно сравнить с крысами, переносившими чуму в Средние века. Ситуация усугубляется еще тем, что для них нет принципиальной разницы с кем встречаться с женщинами или с мужчинами, как показал анализ переписки.

Что касается угрозы распространения этого явления, то однозначный ответ на этот вопрос социологами пока не дан. Согласно латентной теории Фрейда, которую привел нам Андрей, каждый человек изначально бисексуален, а гетеро- и гомосексуальности появляются в результате влияния окружающей среды на человека. Другими словами, существует вероятность того, что любой гетеросексуал может стать гомо-, би- или транссексуалом при соответствующем влиянии окружающей среды. Тогда гомосексуальность можно считать эдикцией, как табакокурение или алкоголизм и угроза распространения ее очевидна. На это указывает и тот факт, что Андрей и Витя приставали к некоторым известным мне гетеросексуалам, вопреки их желанию. Есть у геев и стимул к совращению все большего числа лиц - для удовлетворения своих потребностей им нужно все больше и больше связей. Конечно, геи все это отрицают, используя Фрейда только в своих целях, но анкетирования, проводимые разными социологами по всему миру дают крайне противоречивые результаты. Так первое анкетирование в США, проведенное Кинзи, показало, что каждый десятый мужчина в США гей. Тогда это вызвало настоящий шок. Большинство последующих исследований показало, что геев всего три процента. Однако, некоторые исследования, проводимые в различное время среди различных социальных групп (студенты, пенсионеры и т. д.) показывают, что процент геев от общего числа респондентов может достигать 20%. Такие ошибки связаны с тем, что правительства стран, возглавляемые в основном гетеросексуалами, не желают признавать права гомосексуалов, занижая их численность, а геи стремятся завысить свою численность, чтобы добиться определенных прав. Таким образом, результат исследования сильно зависит от того, кто его проводил.  

В заключении я должен сказать, что проблема гомосексуальности является одной из важнейших в гендорных исследованиях. Фактические исследования в этой области начались двадцать лет назад, тогда о геях по всему миру заговорили не как о душевнобольных людях, а как об образе жизни, правда еще не решили каком: здоровом или не здоровом. Российские исследования этого вопроса начались лишь пятнадцать лет назад, по этой причине еще нет точных данных о количестве, стратификации российских геев, тем более мало таких данных по Нижнему Новгороду. Я надеюсь, моя исследовательская работа вызовет интерес к исследованию нижегородской гей-культуры и ее традиций.

 

P.S. Все события описанные в моей работе подлинные и имели место быть. Имена действующих лиц изменены, дабы не затронуть интересы реальных лиц.

Желающие продолжить исследование геев в нашем городе  могут посетить клуб «Прощай товарищ» и познакомиться с ними лично для провидения исследований. Скорее всего, они без труда найдут реальных прототипов Андрея и Вити и смогут лично проверить мои выводы, за что я им заранее благодарен.

 

Благодарности.

Выношу огромную благодарность Шуре и его друзьям за помощь в  сборе информации для исследовательской работы. Без них мое эссе было бы не таким полным.

Hosted by uCoz